31.07.2020

ФНС будет проводить сверку расчетов по новым правилам

ФНС будет проводить сверку расчетов по новым правилам

В ФНС разработали новые формы документов, по которым будут проводить совместную сверку расчетов с компаниями и ИП (проект приказа №106574).

Как изменится работа бухгалтера во II полугодии 2020 года – читайте в Системе Главбух

Когда приказ утвердят, изменятся формы и электронные форматы:

  • заявления о предоставлении акта совместной сверки расчетов;
  • акта совместной сверки расчетов по налогам и страховым взносам.

Новые документы начнут действовать через пять месяцев после того, как приказ официально опубликуют.

Подсказка от Системы Главбух

Сверка расчетов проводится с инспекцией, в которой организация состоит на учете. О том, кто обязан проводить сверку и как это сделать, – читайте в рекомендации.

Как провести сверку расчетов с налоговой

В обязательном порядке сверка проводится:

  • по инициативе организации;
  • ежеквартально коммерческими организациями – крупнейшими налогоплательщиками.

Сверка также может быть проведена при зачете или возврате излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК). 

Раньше организации были обязаны проводить сверки при переходе из одной налоговой в другую и при ликвидации, реорганизации. Но потом эти требования отменили (приказ ФНС от 20.12.2018 № ММВ-7-19/822). Теперь, если организация снимается с учета в старой инспекции и переходит в новую, оформлять акт сверки необязательно. То же самое – если организацию ликвидируют или реорганизуют. В этих случаях организации не получают уведомления о сверке.

Однако рекомендуем проявить инициативу и запросить сверку самостоятельно. Во-первых, этот шаг позволит урегулировать вопросы, связанные с наличием задолженности или переплаты. Во-вторых, если в новой инспекции возникнут разногласия по расчетам вашей организации с бюджетом, вы сможете подкрепить свою позицию, предъявив акт сверки, подписанный со старой инспекцией.

Подсказка от Системы Главбух

Среди требований ИФНС есть как обоснованные, так и необоснованные запросы. Но безопаснее отвечать на все требования. Ведь если не предоставите пояснения по законным запросам или уточненный отчет, будет штраф. В статье - пять готовых ответов на необоснованные требования ИФНС.

Инспекция обязана по заявлению организации провести сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК).

В 2020 году заявление о проведении сверки можно передать в инспекцию:

  • лично, в том числе через представителя. В этом случае на втором экземпляре заявления инспектор проставит отметку о принятии;
  • по почте;
  • в электронном виде – по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Заявление подайте в ту ИФНС, где состоите на учете. Максимальный период проведения сверки – три календарных года, предшествующих текущему году, потому что зачет и возврат переплаты возможны только в пределах этого срока.

Срок для обращения в инспекцию с заявлением о зачете или возврате переплаты составляет три года со дня уплаты налога в излишнем размере (п. 7 ст. 78 НК). Организация может указать в заявлении период, за который хочет провести сверку. Если период не указать, сверку проведут с 1 января текущего года.

ИФНС может отказать в сверке расчетов, если:

  • заявление подали в ИФНС не по месту учета;
  • в заявлении нет реквизитов – наименования организации или Ф. И. О. предпринимателя, ИНН, КПП организации, подписи руководителя организации или ИП;
  • представитель не предоставил вместе с заявлением доверенность.

Такой порядок указан в пунктах 6, 7, 8 Временного порядка, направленного письмом ФНС от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371. Об отказе провести сверку ИФНС сообщит организации. В сообщении укажут причины отказа, которые можно будет оперативно устранить.

Подсказка от Системы Главбух

Вернуть переплату по налогам можно в течение трех лет. Если обнаружите позже – придется идти в суд. Чтоб не пропустить срок, проводите сверку с налоговой минимум раз в год. Быстро и без проблем вернуть переплату по налогам поможет наша пошаговая инструкция.

В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления должен быть составлен акт сверки или отказ. Акт сверки подписывают представители организации и налоговой. Если обнаружена ошибка, возникшая по вине организации, об этом инспекторы сообщают в уведомлении (п. 8, 18 Временного порядка, направленного письмом ФНС от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371).

На следующий рабочий день после составления акта совместной сверки инспекция обязана направить его организации по почте заказным письмом или в электронном виде по каналам связи (подп. 11 п. 1 ст. 32, п. 6 ст. 6.1 НК).

Подсказка от журнала «Главбух»

С 2021 года чиновники планируют изменения, которые повлияют на налоги. Учитывайте их, когда будете выбирать налоговый режим. Подробности >>>

Если организация не согласна с данными инспекции, она может не подписывать акт сверки. Обязанность организации подписывать этот документ в НК не закреплена, и никакой ответственности за это не предусмотрено. Поэтому, если организация приняла такое решение, это не должно привести в дальнейшем к ущемлению ее прав (постановление Президиума ВАС от 06.09.2005 № 4083/05).

Онлайн-помощник от «Актион 360»

Ответы на все вопросы по сверке с налоговой вы найдете в корпоративной справочно-образовательной системе «Актион 360». Просто задайте свой вопрос в поисковой строке и узнайте, как поступить именно в вашей ситуации. Разъяснения дают авторитеты в своей области – судьи, специалисты Минфина и ФНС.